История Железнодорожного

Современная территория города Железнодорожный включает в себя земли Богородского (населённые пункты Васильевской волости: Обираловка, Саввино и др.) и Московского уездов (населённые пункты Пехорской волости: Кучино, Ольгино и др.).

Город Железнодорожный образован в 1952 г. из рабочих посёлков Обираловка (с 1939 — Железнодорожный), Кучино (частично с 1960; полностью с 1963), Саввино, а также деревень Темниково и Сергеевка (с 1960). Пос. Кучино на р. Пехорка впервые упоминается в письменных источниках за 1573—1574 гг. как пустошь. Во второй половине XVII в. в Кучино были начаты разработки глины, в начале XIX в. братья Даниловы организовали здесь производство красного кирпича. В 1862 г. была открыта Московско-Нижегородская железная дорога и здесь возникла железнодорожная станция Обираловка, с 1877 г. — пристанционный посёлок Обираловка. В конце 60-х гг. XIX в. московский купец Д. И. Милованов приобрёл в Кучино кустарное кирпичное производство и построил кирпичный завод, который в 1875 г. дал первую продукцию; вскоре появились кирпичные заводы купцов Куприянова и Голядкина. В 1896 г. по инициативе фабриканта Викулы Морозова (внука С. В. Морозова) была построена фабрика — «Саввинская мануфактура», вокруг которой образовался посёлок Саввино. В посёлке Кучино на средства миллионера Д. П. Рябушинского в 1904 г. был создан первый в Европе и второй в мире Аэродинамический институт, где научную работу возглавлял профессор Московского университета Н. Е. Жуковский — основоположник современной аэродинамики. Аэродинамический институт положил начало развитию посёлка Кучино как центра геофизической науки и сделал его известным в научном мире не только в России, но и за рубежом. В 1939 г. посёлок Обираловка получил статус посёлка городского типа и переименован в посёлок Железнодорожный. В 1946 г. открыт НИИ строительной керамики с опытным заводом (производство керамических блоков); в 1952 г. — деревообрабатывающий завод. В 1947 г. в посёлке Саввино рядом с фабрикой была открыта мастерская по реставрации деталей фабричных машин, преобразованная в 1956 г. в электромеханический завод; в это же время вошёл в строй завод по производству изделий из минеральной ваты и др.

В конце 1980 — начале 1990-х гг. построено новое здание железнодорожного вокзала, современными многоэтажными домами застроены привокзальная площадь, южная часть Железнодорожного, в том числе микрорайоны в Кучино, на территории бывшего посёлка Саввино и др. Сохранилась Преображенская церковь (вторая половина XIX в.). 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!